Завод литий-ионных аккумуляторных батарей «Gigafactory», который Тесла строит в штате Невада, является основным пунктом ее рыночной стратегии развития электрического автомобиля. Без него компания будет иметь недостаток тяговых батарей для сотни тысяч электромобилей новой, более доступной, модели 3, которая будет представлена в марте 2016 года. И она не сможет сократить расходы на 30% за счет экономии на масштабе и высоко технологичности производства.
Много было написано о заводе Gigafactory будет: это будет одино из крупнейших здании на земле и он будет производить больше батарей в год, чем было произведено в 2013 году во всем мире.
Но относительно мало было написано о другом аспекте проекта: это будет «чистый ноль» потребитель энергии и иметь нейтральный выброс углерода.
Технический директор Теслы, Б. Страубел, дал некоторые подробности о том, как это будет работать на недавней встрече в Университете штата Невада:
Gigafactory, может быть, самый лучший пример, который мы можем привести. Вы знаете, что с самого начала, с первой концепции этого завода, мы хотели, чтобы сделать его по выбросам как «чистый ноль». Крыша Gigafactory была разработана с самого начала с солнечными батареями. Мы убрали все оборудование с крыши и не ставили дополнительные коммуникации, проникающие через крышу — это очень, очень чистая поверхность, которую мы превратили в солнечную батарею. Хотя одной солнечной энергии недостаточно, поэтому на окрестных склонах мы использовали другие альтернативные источники.
Большинство заводов может сделать это. И если не в том объеме, что Gigafactory, но по крайней мере, до некоторой степени. И новые заводы, которые проектируются сегодня, безусловно, должны быть с возобновляемыми источниками энергии. Это расточительно, если огромные крыши не будут использоваться.
Есть другой интересный момент: мы хотели, управлять выбросами от Gigafactory. Солнечная энергия может покрыть только некоторые потребности в энергии, но сразу сделали радикальный шаг и сказали, что мы не собираемся сжигать ископаемое топливо на заводе. Мы собираемся построить завод с нулевым уровнем выбросов — такой же, как и наш автомобиль. Таким образом, вместо борьбы в этой битве энергоресурсов, мы просто сказали, что мы даже не будем иметь газопровода, идущего на завод, так что мы его даже не будем строить. И это своего рода сняли вопрос: когда у вас нет природного газа, ни один из инженеров не может сказать: «О, но это будет более эффективным, позвольте мне использовать только немного газа.»
Не надо делать то, что все еще делаете, а затем попытаться это исправить. Дизайн с самого начала чистого вида, так что вы даже не поддаетесь соблазну использовать традиционный (загрязняющих) подход.
На каждой стадии процесса проектирования мы смогли изобрести и придумать решения. Мы применили технологию теплового насоса, что более эффективно, чем просто сжигание природного газа для производства пара. И потому у нас есть объект, который не имеет в принципе выбросов.
Почему небольшие заводы не используют эту технологию теплового насоса, которая оказывается более эффективной, чем природный газ? Наверное, потому, что все они имеют подвод трубы природного газа по умолчанию, так что они даже не исследуют альтернативы.
Иногда экологические ограничения являются лучшим стимулом для свежего мышления!