Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Эффективное использование аккумуляторов в системах автономного электроснабжения

Хочется также упомянуть об «ответственности» со стороны пользователя, своеобразных «требованиях», предъявляемых к пользователям автономно-альтернативной системы электроснабжения.

автономно-альтернативная система электроснабжения домаНеобходимо помнить (и понимать), что установка одной, двух и более солнечных панелей, даже в паре с ветрогенератором, не эквивалентно установке традиционной сетевой розетки.

Поскольку система является альтернативной (а также экологичной), то возникают определенные осознанные самоограничения. Система потребления должна стать разумной и, по возможности, максимально эффективной: следует использовать оборудование высших классов энергоэффективности (А, А+, А++), вести менеджмент и контроль потребления; учитывать баланс нагрузки (в том числе пикового потребления) и возможностей системы.

Кроме того нет смысла использовать фотоэлектрические панели для нужд отопления. Ведь КПД преобразования света в электроэнергию не так велик (около 15-19%), в то время как технологии преобразования солнечного света в тепловую энергию (солнечные коллекторы) обладают высоким КПД (до 90%). Будет более рационально, для поддержания отопления и для нужд горячего водоснабжения, использовать соответствующую технологию — солнечный коллектор.

Энергетический менеджмент

Следует помнить исторический пример: за более чем сто лет технологии электрохимических аккумуляторов значительно улучшились, однако пробег на одном заряде электромобиля остается в тех же пределах (около 100 миль), что и у «первых» электромобилей начала ХХ века. Так в статье «Статус-кво электромобилей: лучшие батареи, тот же пробег» (англ. «The status quo of electric cars: better batteries, same range») приводится анализ данного парадокса. Указывается на то, что парадокс возник в результате нерационального подхода разработчиками современных электромобилей к энергетическому менеджменту. Очень часто электромобили (как и их собратья, автомобили) оборудуются мощными двигателями, которые оптимально (с наивысшим КПД) работают на скоростях мало используемым владельцами, вследствие ограничений, накладываемых правилами дорожного движения (и здравым смыслом). Кроме того, за сто лет масса электромобиля выросла не только за счет батарей, а количество «паразитных» потребителей (электронных девайсов) – возросло. При проектировании игнорируется баланс между скоростью и пробегом: большая скорость — меньший пробег и наоборот. Невозможно получить все одновременно и по максимуму.

Даже такой «прорыв», который совершили разработчики Tesla родстер, с пробегом 244 мили (около 400км), также подвергается критике автором вышеуказанной статьи: «эта машина (Tesla roadster) имеет пробег в 2,44 раза лучший, нежели 1908 Fritchle (и, соответственно, Nissan Leaf и Mitsubishi i-MiEV). Однако «прогрессивный успех» Теслы не так велик, как это кажется. Если учесть, что батареи данного электромобиля весят вдвое больше, нежели батареи рядовых современных электромобилей (таких как Nissan Leaf, к примеру), а вес машины приблизительно такой же, то, при одинаковом весе, преобладание в пробеге в 2,5 раза при большей в 2,2 раза батарее не является таким уж революционным прорывом».

Рациональное использование оборудования

Так же, как и в электромобилестроении, в альтернативной автономной энергетике следует найти свой баланс: между возможностями, «ограниченной» по мощности, энергосистемы и желанием быть «все включено». Жить вне сети – это жить, учитывая принципы экологического взаимодействия систем, в режиме осознанной экономии и осознанного самоограничения.

Кроме того, следует учитывать, что заряд батарей происходит с определенным КПД, и часть энергии, в процессе заряда, расходуется на выделение тепла и газообразование. Следовательно, необходимо стараться использовать электроэнергию в момент выработки, минуя аккумулятор, т.е. согласовать пик потребления с пиком выработки. Это может быть: накачка воды для хозяйственных нужд, зарядка приборов, у которых есть свои аккумуляторы (телефон, шуруповерт, ноутбук), ведь нет смысла сначала заряжать системный аккумулятор, а затем, от него, заряжать аккумулятор ноутбука со всеми соответствующими потерями на каждом этапе.

Жить экологично и вне сети – это жить, в первую очередь, разумно!

Посмотрите полныйкаталог аккумуляторов >>